В.Г. Харитонова, О.И. Раделицкая
Заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Нарын-Талача»
Карымский район
Секция №2 «Трудовое воспитание и обучение, производительный труд учащихся: традиции и перспективы»
Использование различных форм включения учащихся в производительный труд: положительный опыт и новые подходы
Различные трудовые качества не
даются человеку от природы, они
воспитываются в нём в течение
его жизни и, в особенности,
в молодости»
Макаренко А.С.
Школа на селе является центром трудового, нравственного, эстетического, физического, экономического, экологического воспитания не только учащихся, но и всего населения.
В связи с этим необходимо осуществить поиск эффективных способов взаимодействия социальных институтов для гуманизации общественно-экономических отношений села, формирования позитивных нравственных и жизненных установок личности. И первый шаг к этому лежит к трудовому воспитанию учащихся сельских школ. Но, согласитесь, сегодняшний учебно-познавательный процесс зачастую говорит о том, что в деятельности школы недостаточно уделяется внимание, к обучению теории и практики трудового воспитания.
А интересно сколько недавних выпускников работают во благо родных сел? Очень мало. Например, в сельскохозяйственном секторе нашего села работают, люди с возрастом среднем 45-50 лет. Средний возраст трактористов 58-60 лет. Мало выпускается продукции. Крупнорогатый скот на селе держат 48% хозяйств (частное подворье) и ООО «Талер» занимается выращиванием шотландской породы «Галловей».
Невольно приходим к вопросу: а где молодые кадры? Кто будет работать на селе лет через 5-10? Получается так, что, сегодняшнее село живет за счет государства.
Поэтому необходимо раскрыть функции трудового воспитания в развитии личности и ее нравственном формировании в наших школах, учитывая потребности уклада жизни на селе.
Учебный труд школьника должна включать в себя труд умственный и физический. Умственный труд является наиболее напряжённым, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольных участках.
При организации производительного труда сельских школьников необходимо учитывать национально-региональные особенности: окружающую среду, трудовые традиции и хозяйственный уклад жизни коренного населения, производственное окружение школы; природно-климатические, социально-экономические и демографические условия. Обязательным условием организации производительного труда сельских учащихся является создание учебно-материальной базы школы, соответствующей развитию научно-технического прогресса.
В МОУ СОШ с.Нарын-Талача созданы условия для теоретической и практической производственной деятельности:
— пахотные угодия-10 га;
-трактора;
-подвесная техника,
-учебные мастерские, пришкольный участок и пришкольная территория.
Учебно-производственная деятельность сельских школьников на основе производительного труда формирует у них положительные качества личности, как дисциплинированность, ответственность, самостоятельность, компетентность, предприимчивость, творческое отношение к труду, деловитость, инициативность, самокритичность и др. Эти качества школьника, безусловно, необходимы в настоящее время, особенно при адаптации выпускника школы в суровых условиях рыночных отношений. Производительный труд учащихся должен быть организован комплексно, т.е. администрацией школы, всеми членами педагогического коллектива, местными и улусными органами управления и общественностью.
Направление 1 «Социальный проект»
Территория школы является своего рода визитной карточкой ОУ, показателем эстетической, экологической культуры коллектива учащихся, педагогов, родителей. С этой целью разработан и реализуется социальный проект «Ландшафтный дизайн». Который предусматривает ландшафтное оформление школьного двора, создание цветников для эстетического оформления участка. Это клумбы, рабатки, бордюры, миксбордеры, альпинарий и газон.
Проект «Чистая вода» — предусматривает благоустройство и очистку водоемов: реки «Нарын» и искусственного озера «Солнечное».
Лесоохранный проект «Посади дерево», целью которого является улучшение экологического состояния села.
Проект «Мы за чистое село» предусматривает улучшение санитарного состояния села и благоустройство.
В результате реализации социальных проектов, учащиеся получают опыт социальных взаимоотношений, практические умения.
Направление 2. «Учебно-производственная практика»
В процессе производительного труда учащиеся реально включаются в производственные отношения, где они получают знания, трудовые умения и навыки, необходимые в дальнейшей их трудовой и профессиональной деятельности. В процессе производительного труда сельские школьники получают экономические знания в организации производства и реализации продукции, на своем опыте ориентируются на будущую профессию.
Отсюда вытекает задача – необходимости сотрудничества сельских школ с сельскохозяйственными предприятиями, как в пределах села, так и за его пределами. Стоит ли еще раз упоминать, что от состояния и деятельности школы зависит подготовка будущих специалистов, а от них развитие сельскохозяйственного производства в целом, улучшение не только жизни села, но и постепенный подъем всего агропромышленного комплекса Росси. Будущее села зависит от профессиональной подготовки сегодняшних школьников. Поэтому необходимо как можно лучше подготовить учащихся, профессиональная подготовка должна начинаться уже в школе.
Производственная и исследовательская практика проходит на базе ООО «Талчер», который занимается выращиванием КРС галловейской породы. Данная работа осуществляется совместно с Забайкальским аграрным институтом – филиала ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского»:
- адаптация данной породы к климатическим условиям Забайкалья,
- характеристика привеса,
- устойчивость к заболеваниям и вирусам,
- неприхотливость к кормам.
Исследования показывают, что данная порода КРС отлично подходит к условиям Забайкалья, эффективность производства головеев доказана на практике.
Исследование «Влияние количества и качества кормов на рост и развитие молодняка КРС» показали, что нарушение режима кормления, неполноценного кормления отрицательно сказалось на росте молодняка. Вследствии чего у животных наблюдается нарушение обменных процессов, вплоть до появления заболеваний.
Производственная практика – это попытка соединить теоретическую подготовку с формированием практических навыков у учащихся для облегчения их выхода на рынок труда, это попытка получить обратную связь со стороны компаний и организаций, принимающих учащихся на практику, о качестве обучения.
Достаточно стройная и стабильная система профессионального обучения по профессии «Тракторист-машинист» предполагает прохождение практики на базе хозяйства ООО «Талчер». При этом учебная практика проводится на полях, в мастерских по ремонту с\х техники, на основе прямых договоров между образовательной организацией и хозяйством.
Реализация агротехнологического профиля в ОУ предусматривает выбор выпускниками элективных курсов, связанных с лесным хозяйством, способствующих в средние специальные и высшие учебные заведения. Производственная практична в этом направлении осуществляется на базе Эдакуйского лесничества.
За лесничеством закреплены 242 квартал лесных культур, где учащиеся изучают особенности взаимоотношений организмов в экосистеме леса. Создан питомник сеянцев и саженцев площадью 0,5 га, где ребята из семян выращивают сосну, для последующей посадки их в лесу и на улицах села. Учащиеся вывешивает искусственные гнездовья для птиц, высаживают черенки ивы для борьбы с оврагами, подкармливают лесных обитателей, очищают от мусора источники. Ежегодно высаживаются 200 и более деревьев сосны, березы, лиственницы.
В результате производственной практики учащиеся получают навыки исследовательской и практической деятельности. Производственный труд предполагает создание материальных ценностей. В процессе этого труда, учащиеся вступают в производственные отношения, познают смысл экологических категорий, у них развиваются профессиональные интересы, склонности, потребности в труде.
Направление 3. «Волонтёрское движение».
В настоящее время начало развиваться такое движение как волонтерство. Эта тема приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. У многих людей помощь со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды.
Данная работа осуществляется по четырём направлениям:
- «Милосердие» – помощь престарелым и ветеранам, проведении акций: «Ветеран рядом», «Георгиевская ленточка», «10 Добрых дел учителям» и т.д.
- «Спорт и Здоровый образ жизни» – организация спортивных соревнований, вовлечение учащихся в спортивные секции, создание спортивных площадок по месту жительства, создана команда баскетболистов, волейболистов, футболистов. Праздники, посвященные спорту, проводятся на сельском стадионе.
- «Творчество» — организация вечеров и праздников, организация праздничных концертов на базе сельского дома культуры.
- «Экология» — участие в благоустройстве села и школы. В этом направлении 2 раза проведены акции «Чистое село» /весной и осенью/.
Работа в волонтерском отряде помогает ребятам поменяться внутренне и внешне. Взгляд из равнодушного превращается в горящий и заинтересованный. Сами подростки постепенно обретают самоуважение, становятся уверенными и привлекательными для окружающих.
Таким образом, в соответствии с ФГОС в правильном сочетании трудового обучения с производительным трудом в школе можно вырастить сознательных граждан общества с высокими нравственными личностными качествами, готовых к осознанному выбору профессии и трудовой деятельности. Подготовить социально адаптированную личность, способную самостоятельно работать в обычном трудовом коллективе. Решить задачи социализации, совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования.
Сочинения учащихся
Война… Она постучала в каждый дом, принесла беду, затронула судьбы многих семей. Из каждой семьи ушли на фронт отцы и дети, мужья, бабушки и дедушки, братья и сестры… Тысячи людей испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Родословная моей семьи очень большая. В ней много интересных судеб. В Великой Отечественной войне воевали два родных прадеда по маминой и папиной линии и два двоюродных прадеда по маминой линии.
Когда началась война, папин дед – Григорьев Александр Михайлович служил в армии в Советской Гавани. И впервые же дни был отправлен на Украинский фронт. В 1942 году во время боя был ранен и попал в плен. Заключение отбывал в течение трех лет в концлагере на территории Австрии. В 1945 году был освобожден американскими войсками. И только в 1946 году, после длительных проверок в НКВД, вернулся домой в родное Забайкалье. Был награжден Правительственными наградами.
Мамин дед — Голобоков Очир Ефимович участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Когда прадеда забрали на фронт, ему было 31 год. Забрали его с сенокоса, когда он помогал своим родителям. Воевал в составе 100-ой стрелковой дивизии на Ленинградском фронте. Ему пришлось быть невольным свидетелем блокадного Ленинграда. Видеть, как умирали мирные жители от голода и холода. Прадед дважды был ранен – в 1942 и 1944 годах. В 1945 году вернулся с фронта в родное село.
Моя бабушка рассказывала, что при воспоминаниях о тех страшных годах прадед не мог говорить без боли и горечи: ведь погибло столько солдат, мирных жителей. Сколько выпало на долю тех, кто остался в тылу – старикам, женщинам и детям. А солдаты воевали и днем, и ночью. Под разрывами снарядов в дождь и снег, жару и холод они уверенно шли к победе.
Прадед был награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, орденом Славы III степени, медалями «За победу над Германией», юбилейными медалями. В мирное время награжден медалями «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».
После войны прадед женился на моей прабабушке Номоконовой Евдокии Даниловне, которая проводила и встретила с войны своих родных братьев – Номоконова Василия Даниловича и Номоконова Семена Даниловича. Слава о великом снайпере Семене Номоконове прогремела по всей стране. Он истребил 363 гитлеровца. До войны Семен Данилович работал плотником, занимался охотой. После войны трудился в родном колхозе. Поэт Демьян Бедный посвятил ему свои стихи, а забайкальский писатель С.Зарубин написал повесть «Трубка снайпера».
Василий Данилович также участвовал в войне с 1941 по 1945 годы. Победу встретил в госпитале в Праге. Затем вернулся в родное село.
Великая Отечественная война одна из самых страшных войн в истории. Тяжелые испытания, выпавшие на долю моих прадедов, не сломили их. Они остались людьми, сохранившими в себе веру в жизнь, в доброту и при этом до конца выполнили свой солдатский долг.
Мое сердце наполняет гордость, что я правнучка Героев, память о которых будет увековечена. Когда я стану взрослой, то обязательно расскажу своим детям о ветеранах, о своих прадедах.
Григорьева Яна 8 класс.
Моей прабабушке Маниковской Марии Нестеровне, посвящается…
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними. В каждую семью война принесла горе. Такой ценой досталась победа над Фашистской Германией.
Когда началась Великая Отечественная Война, моей прабабушке Маниковской Марии Нестеровне, только исполнилось 17 лет, тогда она была ещё Киреевой. Молодой девушкой, которая мечтала о любви, счастье, но война в одночасье заставила повзрослеть, забыть о мечтах. Вся жизнь пошла по-другому. Ушла юность с войной. Уходили на фронт отцы, старшие братья. Главное место на селе заняли женщины. Пахота и сев, уборка урожая, уход за скотом, заготовка кормов и многое другое. Первое военное лето было очень трудным. Потребовалось привести в действие все резервы села, чтобы в максимально сжатые сроки убрать урожай и провести государственные заготовки зерна. На поля страны вышло поголовно все сельское население от подростков до стариков. Женщины всегда играли важную роль в колхозах и совхозах, теперь же заботы, возлагавшиеся в мирное время на мужчин, почти целиком легли на их плечи. Сотни тысяч женщин освоили тракторы и комбайны. Без страха и сомнения приступали к работе люди, ещё вчера не знавшие этой работы, боявшиеся даже подойти к машине. От мирных, привычных забот не осталось и следа. «Все для фронта! Все для победы!» — этот лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи сил от каждого.
В первые дни войны, Марию отправили в г. Зею Амурской области, там были организованы ускоренные курсы трактористов – комбайнёров. После окончания, вместе со своими сверстницами, Вазаевой Марией и Ершовой Василисой принялись за работу. Старожук Ефим Григорьевич, уже пожилой, работал на колёсном тракторе ХТЗ, а моя прабабушка на прицепном комбайне «Коммунар», позже и на «Сталинце», приходилось очень трудно, работали круглыми сутками, в любую погоду, им, как и всем было голодно. Но, небывалый трудовой энтузиазм, безотказность, высокая ответственность за порученное дело, вера в победу, не позволяли расслабляться. В зимнее время, молодым девчонкам, приходилось доставлять корма из пади Харасун, что в 50 км. от села, на лошадях. Возили сено, солому, затем сами разгружали телеги и складывали корма. Постоянно болели руки, спина. Зимы были холодные, температура понижалась до -45 градусов. Сено в зародах перемерзало сверху. Мерзлое сено было очень тяжело кидать на сани. Обратно ехали, обмораживались. Вспоминая о тех тяжелых днях, прабабушка рассказывала своим сыновьям: Порой, когда поздно возвращались, тишина и одновременно волчий вой сопровождали нас до самого села, было очень страшно, но мы знали, что корма довезти необходимо.
На станции Урульга, находилась МТС, где обслуживали технику. Моей прабабушке не раз приходилось ехать на лошадях в мороз, за 20 км. за запчастями, которые требовались для ремонта тракторов.
Приходилось прабабушке работать на лесозаготовках также с другими подростками и детьми. Уходили пешком в лес, вся работа выполнялась в ручную, работали без отдыха не жалея себя. Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Каждый ребёнок и подросток об этом помнили и приближали победу своим трудом!
Вот и долгожданная Победа! Сколько матерей не дождались своих сыновей и дочерей! Сколько жен не дождались своих мужей! Сколько сирот осталось на нашей Земле!.. Но люди, не смотря, ни на что, поднимали страну из разрухи, продолжали трудиться и верить в хорошее будущее…
После войны вышла Мария замуж, за вернувшегося с фронта статного красавца Маниковского Павла Никифоровича. После войны, всю жизнь оба работали, он – председателем сельского совета, позднее управляющим отделения в совхозе, вели хозяйство, растили шестерых сыновей. Прабабушка не боялась ни какой работы, оно и понятно, что пришлось вынести в годы войны, несравнимо ни с чем.
Все было в их жизни: и хорошее и плохое, радость и горе. Совсем маленьким умер сын Миша. Остальных вырастили и выучили, дали всем образование и умение трудиться в доме, на земле и производстве. Прабабушка была удостоена медалью материнства.
Вот только надорванное в войну здоровье, не дало подольше пожить. Не увидела Мария Нестеровна и её муж Павел Никифорович как растут внуки и правнуки. Какой стала страна, которую ценой своей жизни отстояли они — дети, женщины, старики, отцы и деды. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.
Я понимаю, что последствия войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их преданиях, в памяти наших дедушек, бабушек, мам и пап, они переходят к детям и внукам, они в воспоминаниях их. Война живет в памяти всего народа. Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее людей.
Мы, ваши потомки клянёмся: Помнить Вечно!
Размахнин Егор 11 класс.
Прадеду
Маниковскому Павлу Никифоровичу
посвящаю…
Я спросил у сердца:
-Ты готово
Выполнить высокий долг бойца?
Мне оно ответило два слова:
-До конца!
И. Лашков
С тех пор как отгремела война минуло много лет. Но всякий раз, глядя на фотографию своего прадеда, я с гордостью и грустью думаю о тех, кто отдал свою жизнь за спасение Родины.
А время неумолимо летит. Повзрослели уже правнуки героев, которые отстояли нашу страну от Фашистской Германии, давно нет в живых моего прадедушки Маниковского Павла Никифоровича, мало осталось ветеранов, которые вернулись с той страшной войны, но память наша и сердце хранят всё то, чем мы обязаны счастливому детству…
Моя семья хранит единственную фотографию с фронта, на обороте которой письмо родным, на этой фотографии мой прадед — Маниковский Павел Никифорович.
Шёл 1941 год, июнь. В маленьком селе с красивым названием Николаевка жизнь шла своим чередом. На полях уже показались первые всходы пшеницы, спокойно паслись коровы. Из кузницы доносился весёлый и размеренный звон железа. Где-то кудахтали куры, кричали гуси. Ребятишки, весело шумя, бежали на речку, ничто не предвещало беды…
Синее полуденное небо закрыла пелена рыжей пыли, кто-то ехал по дороге, да так быстро, что невозможно было разглядеть, кто в подводе. Женщины, работавшие в поле, первыми заметили, что это посыльный из района, закралась тревога в душе, ещё никогда они не видели, чтобы подвода ехала с такой скоростью.
Их тревоги оказались не напрасными, посыльный из военкомата сообщил, что 22 июня Фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз.
В этот же вечер уезжали на фронт первые добровольцы.
В деревне было как-то необычно тихо, кое-где слышался плач женщин, перебиваемый печальной песней. Так в село пришла весть о войне.
Из семьи Маниковских ушли на фронт 5 братьев, в том числе и мой прадед, которого тогда называли ласково Павлик, было ему 19 лет.
После учебки попал он на Западный фронт, в 321 стрелковую дивизию, миномётчиком. 29 июля 1942 года она прибыла из Читинской области на станцию Лог и начала выгружаться из эшелонов. Девятнадцати — двадцатилетние ребята с полной боевой выкладкой совершили под палящими лучами солнца марш-бросок в районы боевых действий. Пройдя пешком несколько десятков километров, дивизия утром 4 августа сходу вступила в бой и выбила гитлеровцев из семи населённых пунктов.
Так Павлик получил первое боевое крещение и медаль «За Отвагу».
В 1943 году Павел ведёт бой в 109 отдельной стрелковой бригаде старшим телефонистом, получает ранение. Шлёт родным короткие весточки о том, что жив.
В 1944 году Павел становится командиром отделения 768 стрелкового полка.
Медленно, но верно Павел и вся Русская армия приближались к Победе, а дома уже известно, что погиб брат Василий и давным-давно нет весточек от брата Дмитрия…
2 мая под ударами советских войск пал Берлин.
Но оставалась оккупированной Прага, и мой дед участвует в освобождении города, где велись ожесточённые уличные бои. Только к 4 часам утра 9 мая 1945 года в Праге были разгромлены вражеские дивизии.
Вот и закончилась война. Долгожданная Победа!
Как же Павлику хотелось домой… Весна, земля дышит тёплыми парами, а жизнь так и тянется к весёлому солнцу; а что всего удивительнее, что и на чужой земле такое же солнце и весна так же пахнет как дома. Но Павла перебрасывают с Западного фронта на Дальний Восток, где наша страна вступила в войну с Японией. Всего на несколько минут остановился военный эшелон, движущийся в сторону Маньчжурии на станции Карымская, там Павлик впервые за годы войны встретился на мгновение со своей мамой. Слёзы радости и одновременно горя удерживали слова, мать умоляла вернуться его живым. И в августе 1947 года он вернулся, с орденами и медалями.
Ещё раз вглядываюсь в фотографию, на которой мой прадед, в глаза не по возрасту серьёзные, бесстрашное лицо, а на груди Ордена «Славы 3 и 2 степени», медали. Смотрю и горжусь за то поколение, которое шло в бой за Родину. Я не видел войны и знаю о ней по кинофильмам, рассказам, книгам. Война в каждый дом внесла горе и слёзы. У моего прадеда на войне погиб в 1941 году, брат Василий на Западном фронте, а брат Дмитрий пропал без вести, может это он похоронен в могиле неизвестного солдата?
Смотрю на старенькую фотографию, на обороте которой написано: «На память. Свою фотокарточку посылаю вам родные. Таким я стал в дни Отечественной Войны. Ваш Павлик».
Бессмертный подвиг моего прадеда, приблизивший День Победы, служит для меня примером. Я стараюсь быть похожим на него: беззаветно любить Родину, свой народ, и готов отстаивать её честь и свободу мужественно, не щадя своей крови и жизни как мой прадед Маниковский Павел Никифорович.
Твой подвиг бессмертен, солдат…!
После войны Павел Никифорович женился на трудолюбивой девушке, которая всю войну работала на комбайне, Киреевой Марии Нестеровне. Родили сыновей, воспитали их добрыми, трудолюбивыми, справедливыми.
И после войны он с честью и совестью работал на благо своей Родины. Односельчане за твёрдость характера, за справедливость и трудолюбие не раз избирали его председателем сельского совета. Работал мой прадед и управляющим отделения колхоза «Победа». За отличные результаты в сельском хозяйстве, был отправлен от колхоза в Москву, на Выставку Достижений Народного Хозяйства, куда отправлялись лучшие из лучших! До конца своей жизни, мой прадед остался верен своей земле. Душой и сердцем переживал за каждый прожитый день! Старался больше успеть сделать в своей жизни. Даже когда болезнь неотступала, он продолжал работать вместе со своими сыновьями, которые тоже свою жизнь посвятили земле и сельскому хозяйству, передавал им свой огромный опыт, помогал советом и всегда был поддержкой.
Умер мой прадед, когда ему было всего 56 лет. Сказались ранения, полученные в войну. Не удалось ему увидеть, как растут внуки и правнуки. Не увидел и того заслуженного внимания, которое сейчас уделяется государством ветеранам ВОВ.
Моя семья с честью и гордостью хранит память о защитнике нашей Родины, о труженике, который всю свою жизнь посвятил Отечеству!
Многочисленные награды, которыми был награждён мой прадед, являются доказательством его не простой жизни, которая полностью отражает судьбу страны.
Маниковский Павел Никифорович награждён: Орден « Славы II степени», Орден «Славы III степени». Медали: «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Японией», юбилейные медали.
В мирное время получил награды за труд: Орден «Знак Почёта», Орден «Октябрьская революция», Медаль «За трудовое отличие», юбилейная медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Знак: Победитель Социалистического Соревнования – в 1973г., 1976 г., 1977г. Знак: «Ударник Коммунистического Труда» — в 1978г., 1979г.
У моего прадеда сочетались лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность, преданность, трудолюбие.
Я точно знаю, на кого хочу быть похожим!
Стрельников Кирилл 11 класс.
Мероприятия гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, которые прошли в школе.
Митинг к 9 мая;
Вахта памяти;
Оказание помощи ветеранам труда;
Акция «Мы за Великую Победу», » Спасибо Деду за Победу»;
Соревнования по стрельбе;
Уход за памятниками ВОВ и героям Гражданской войны;
Конкурс солдатской песни.